ПЕРВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ Молодежного театра «Серло»

Хава Ахмадова


13.03.2014г.
За многолетний и плодотворный труд в сфере культуры ЧР


За большой вклад в развитие культуры Чеченской Республики, многолетнюю плодотворную работу награждена Почетной грамотой Министерства культуры РФ Хава Ахмадова — Заслуженный деятель искусств ЧР, художественный руководитель-директор Государственного Молодежного театра «Серло». Награждение состоялось в ходе выездной конференции Министерства культуры РФ, прошедшей в столице Карачаево-Черкессии. В мероприятии принял участие министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев. | Подробнее

http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/106046240/209849408/
Радио «Голос России»
Полная версия доступна в аудиоформате

Хава Ахмадова: Режиссер, певица, мама («Твой выходной»)
Беседа с певицей, главным режиссером молодежного театра «Серло», Заслуженным деятелем искусств Чеченской республики Хавой Ахмадовой
Cкачать аудиофайл

Эфир от 7 апреля 2013 г., 18:03
Автор и ведущая – Мадина Амагова
Гости (запись): Ахмадова Хава – главный режиссер театра «Серло», Заслуженный деятель искусств ЧР
| Подробнее


Хава Ахмадова: «Я сто лет в театре.
Или театр во мне – сто лет…»

Даже одной ипостаси ее многогранного дарования было бы достаточно для того, чтобы достичь высот в профессии. Творческим возможностям Хавы Ахмадовой тесны рамки театральной сцены, и она пробует свои силы на телевидении, съемочной площадке, в студии. И каждый раз после первых же шагов в той или иной сфере искусства она на пике популярности — как актриса, певица, поэтесса, автор и ведущая телепередач, театральный режиссер или режиссер короткометражных лент.
Сегодня на ее счету — ряд аншлаговых спектаклей в Молодежном театре «Серло», два музыкальных альбома, десятки песенных хитов в исполнении артистов чеченской эстрады, цикл телепередач «Даймехкан аьзнаш», короткометражные фильмы. И все-таки главное в жизни Хавы Ахмадовой, по ее признанию, театр.

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ
Годом настоящего развития карьеры Хавы Ахмадовой стал 2008-й. На одном из концертов, в котором она выступала в качестве ведущей, ее увидел Рамзан Кадыров. Хава Ахмадова не просто представляла артистов, она читала стихи — непревзойденно, как это удается только ей. После концерта глава республики дал высокую оценку артистизму Ахмадовой, ее чистейшему, как родник, чеченскому языку.
Потом были выступления в качестве певицы, телеведущей. А в 2009 вместе с группой начинающих актеров она поставила спектакль «Башня, построенная на льду» по пьесе, написанной в начале 1990-х ее мужем Мусой Ахмадовым (Народный писатель ЧР, поэт, драматург).
Творческий потенциал актрисы был очевиден. В 2009 г. Рамзан Кадыров издает Указ о создании Молодежного театра «Серло». Хава Ахмадова возглавила новый театр в качестве художественного руководителя-директора.
С тех пор «планка», заданная первой премьерой — своего рода ориентир для нового творческого Труппаа. Комедия «Денисолт», первый чеченский мюзикл «Новогодние сновидения», спектакль «Ветер скорби и памяти», приуроченный к годовщине депортации чеченского народа, музыкальная драма «Время героев» о чеченцах-участниках Великой Отечественной войны — каждая из постановок нового театра собирает аншлаги, расходится по республике в видеозаписях огромными тиражами.

НАЧАЛО
Люди искусства окружали ее с детства. Из родственников матери — дед Хавы Ахмадовой, музыкант, один из основателей ансамбля «Вайнах» Джунид Дикаев, и его сын известный поэт Магомед Дикаев. Близкий родственник ее отца — легендарный и неповторимый комик чеченского театра Альви Дениев (известный в народе по имени сценического героя Сутарби). Она унаследовала по материнской линии музыкальность и литературный дар, а с отцовскими генами — драматический талант. И росла в неповторимой творческой атмосфере, созданной вхожими в их дом Шитой Эдилсултановым, Валидом Дагаевым и другими знаковыми фигурами чеченского искусства.
Внешние контуры самобытного многогранного дарования Ахмадовой проявились в школьные годы, когда она с большим успехом пародировала Аллу Пугачеву и других исполнителей российской эстрады (даже Валерия Леонтьева), выступала в КВН.
Потом, решив испытать свои силы, она приняла участие в творческих экзаменах в Воронежский институт искусств. Все три испытательных тура легко прошла и, будучи на грани зачисления в вуз, неожиданно исчезла из поля зрения режиссеров театра имени Х. Нурадилова (где проходили вступительные испытания на целевые места воронежского вуза).
— Тогда я училась в 10 классе, соответственно аттестата зрелости не имела. Это и явилось причиной моего исчезновения безо всяких на то объяснений, когда я фактически была зачислена.
Почему поступала? Это был своего рода азарт — пройду или не пройду?
Прошла и успокоилась, вернулась в школу. А скоро состоялась моя случайная встреча с тогдашним главным режиссером театра имени Х. Нурадилова Мималтом Солцаевым.
Сейчас это смешно вспоминать… Я стояла на посту у Вечного огня напротив здания Совета Министров ЧИАССР, когда мимо проходил Солцаев. Он сначала взглянул в нашу сторону, прошел дальше, потом, видимо, меня вспомнил. Вернулся, встал напротив, а я не могу ему ничего объяснить, даже слова сказать, такие были строгие правила для нас, школьников, несших почетный караул у Вечного огня…
Смотрю, как положено, вперед. Чувствую, что он сердит, ведь я была зачислена в Воронежский институт искусств, а место «ушло» незанятым. И тут Мималт мне говорит возмущенно, приподняв ладонь выше моего роста: «Я думал ты во-о!». И опустил руку куда-то ближе к асфальту: «А ты во-о!».
И резко отвернулся, зашел в здание обкома партии.
Когда он вышел оттуда, я стояла на том же месте. Опять подходит ко мне и строго так спрашивает: «Память хорошая?». Я опять молчу, не могу ведь правила нарушать. А он называет мне свой номер телефона и уходит.
Номер я запомнила и, вернувшись домой, ему позвонила. На следующий день состоялась наша встреча. Мималт предложил мне после окончания школы, то есть через полгода, работать в театре и учиться на актерском факультете госуниверситета.
— Так оно и случилось — я была студенткой и актрисой одновременно, — вспоминает Хава Ахмадова.
Дебютная роль в театре имени Х. Нурадилова принесла ей известность. Как спустя годы первая песня в исполнении Хавы Ахмадовой и телепередача создадут ей армию поклонников, «Башня, построенная на льду» заставит говорить о ней как о самобытном режиссере.

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕБЮТ
Дарование, даже большое, иногда трудно отличить от посредственности — до тех пор, пока трудолюбие не отшлифует, не освободит от наслоений повседневности глубинный свет природного таланта.
Или, наоборот, он проявляется с детства, очевиден для окружающих и своего обладателя. Хава Ахмадова — из второй категории. Тогда, в конце 1980-х, ей, только что принятой в госдрамтеатр имени Х. Нурадилова начинающей актрисе, была доверена роль Айбики, героини сражения за Дады-Юрт начала 18 века. И уже в ходе первой репетиции ей рукоплескала сама труппа: на монолог Айбики в исполнении юной Хавы Ахмадовой отреагировали красноречивой паузой, а затем — аплодисментами Хамид Азаев и другие мэтры театра, задействованные в спектакле-трилогии «Земля отцов»(автор и режиссер Р. Хакишев).
Рукоплескания юной актрисе от старшего поколения актерского «цеха» — согласитесь, это дорогого стоит. Не говоря о том, что с успешной премьерой имя Хавы Ахмадовой вошло в историю театрального искусства как первой и единственной в республике актрисы, сыгравшей (и как!) роль знаменитой героини Дады-Юртовского сражения.
После звездного дебюта в амплуа героини, она играла стервозных невесток и другие характерные роли в «Чудаках» (автор С. Гацаев, режиссер Х. Гузуев) «Бунте невесток»(автор М. Шамхалов) и т. д. Широкому зрителю особенно запомнился созданный ею яркий образ Лизы (по терминологии советских времен — спекулянтки) в телеверсии спектакля «Соседи»(автор С.-Х. Нунуев, режиссер М. Солцаев).
В начале 1990-х с группой энтузиастов (Муса Ахмадов, Хусейн Гузуев, Бай-Али Вахидов и другие) она участвовала в создании молодежного театра «Аз», чья история вскоре завершилась: в республике началась революционная смута, не до «зрелищ» было зрителям и самим актерам. К тому времени Хава Ахмадова имела семью, надо бывало выживать, мечтая о создании Молодежного театра в годы войн и безвременья.

ТЕАТР АНШЛАГОВ
— В первую войну из республики мы не уезжали, пережили здесь самые тяжелые времена. Я научилась ценить каждый день жизни, не понаслышке знаю, что такое трудности, их немало испытала наша семья.
И я очень много читала — прозу и драматургию. Ремарка, Камю, Гамсуна, Чехова, Маркеса, Бадуева… Озвучивала притчи и другие телепередачи на пятом канале телевидения. Мне было это очень интересно. Сейчас понимаю: все военные годы не прошли для меня впустую, во мне шел процесс накопления идей и задумок, которые реализовываю сейчас, в послевоенные годы.
Между тем, ее первые режиссерские работы датированы 2000-м, когда семья Ахмадовых, как и тысячи других чеченцев, нашла убежище от войны в Ингушетии. В палаточных лагерях в Карабулака, Назрани и станицы Орджоникидзевской Хава и Муса Ахмадовы свой театральный опыт претворили в спектаклях с участием детей и молодежи из числа чеченских беженцев. Вспоминает Хава Ахмадова:
— У нас было небольшое помещение без стульев, на пол стелились одеяла, и зрители (тоже беженцы) сидели на расстоянии двух метров от импровизированной сцены. Позднее нашим Труппаом заинтересовалась одна из гуманитарных организаций, нам стали помогать. И, хотя финансирование было мизерным, мы радовались тому, что часть проблем решалась.
Зритель очень тепло принимал каждый спектакль («Б1ов йоттар», «Буьйсанехь бераш», «Ненаца къамел»), включая две кукольных постановки. Российские критики тоже отметили нашу работу — дипломом лауреата Фестиваля театрального искусства в Воронеже, куда мы ездили со спектаклем «Буьйсанехь бераш» в 2001-м, — рассказала она.
Роли в Молодежном театре «Аз» в гуще смуты начала 1990-х, успешные режиссерские проекты в разгар второй войны, создание государственного Молодежного театра «Серло» в республике, фантастически возродившейся из пепла войны, — есть что-то символическое в этапах ее творчества, неразрывно связанных с новейшей историей Чечни на рубеже 20 и 21 веков.
С первых же спектаклей «Серло» появились все основания называть его театром аншлагов. Репертуар Молодежного театра — это новая и необычная для чеченского зрителя публицистическая интонация комедийного жанра («Башня, построенная на льду»), где смех сквозь слезы, а зритель смеется и задумывается.
Музыкально-драматическое повествование о чеченцах-героях Великой Отечественной войны («Время героев») — художественные штрихи судеб и событий исторического прошлого, представленные посредством драмы, музыкальных и хореографических номеров.
Пронзительный монументально-трагический «Ветер скорби и памяти» или изящный, динамичный, полный неожиданных поворотов сюжета мюзикл «Новогодние сновидения» — каждой постановке «Серло» свойственны высокий уровень драматургии, самобытное режиссерское прочтение, яркая художественная форма, органика актеров.
Прекрасный театральный педагог — это тоже она, Хава Ахмадова. Чтобы убедиться в этом, надо присутствовать хотя бы на одной репетиции «Серло». Перевоплощаясь на глазах в того или иного персонажа будущего спектакля, она подсказывает молодым актерам «рисунок» роли и даже интонации, расцвечивающие образ яркими, узнаваемыми красками характера.

- Сложно сказать, что у меня нет ошибок. Чувство неудовлетворенности остается после каждого спектакля, потому, что знаю — могло быть лучше! С другой стороны глубоко уверена: когда творческому человеку нравится то, что он делает, на этом заканчивается его профессиональный рост.

Сожалея о том, что в юные годы мало работала актрисой, Хава Ахмадова восполняет этот пробел исполнением эпизодических ролей в своих постановках. И производит эффект вполне ожидаемый, если учитывать сочетание ее драматического таланта, вокальных данных и эффектной внешности. Эти дары, щедро «отваленные» ей природой, она совершенствует трудолюбием, если не сказать подвижничеством.
При всей востребованности Хавы Ахмадовой в разных сферах искусства ЧР, стержнем ее разносторонней творческой деятельности остается создание спектаклей, репетиции в Молодежном театре. Результат, как говорится, налицо: за год работы «Серло» стал любимцем зрителей, причем не только молодых.

- Я кино воспринимаю как записанную на студии песню, а театр безумно люблю как настоящее живое искусство, он мне родной, — говорит Хава Ахмадова. — Мне кажется, я сто лет в театре. Или театр во мне — сто лет…
«До» и «после» репетиции она спешит на запись телепередачи, в музыкальную студию, на съемочную площадку. На то, чего она достигла в разных сферах искусства за последние три года, у кого-то ушла бы целая жизнь.

Зарихан Зубайраева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>